Сафонова Елена Леонидовна
Статья посвящена творческой деятельности учеников основоположника московской скрипичной школы Фердинанда Лауба (1832—1875), продолживших его традицию в различных городах России. В.Ф. Одоевский охарактеризовал Лауба как исключительного художника, мастерство которого явилось основой «новой, настоящей школы скрипки». В. Виллуан, А. Арендс, Е. Вонсовская и А. Литвинов стали проводниками этой школы в Воронеже, Казани, Киеве, Кисловодске Курске, Нижнем Новгороде, Одессе, Орле, Пензе, Харькове, Ростове-на-Дону. Они решали проблемы образования и просвещения, сочетая различные виды сольного и ансамблевого исполнительства, дирижирование, преподавание нескольких специальных (скрипка, камерный ансамбль, квартет) и теоретических дисциплин, композиторскую, организаторскую и руководящую деятельность. Перед музыкантами, прибывшими в провинциальные города для работы в рамках открывшихся отделений ИРМО, стояла сложная задача — объединение всех «составляющих» культуры в единую систему. Необходимо было создавать творческое поле искусства, привлекать различные слои населения к участию в культурной жизни города, помогать талантливым людям приобрести профессию. Благодаря воспитанникам Лауба в различных регионах нашей страны разрослись ветви могучего древа его школы, основанной на идее глубоко осмысленной и содержательной интерпретации лучших образцов классического репертуара.
Ключевые слова: Фердинанд Лауб, скрипичные школы провинциальных российских городов, отделения ИРМО, музыкальное образование в России, просветительская деятельность выпускников Московской консерватории.
DOI: 10.25791/musicology.12.2020.1164
Стр. 21-28. |