Окунева Екатерина Гурьевна
Сериализм – одна из центральных концепций, сложившихся в музыке ХХ века и определивших радикальное обновление не только музыкального языка, но и художественного сознания. В статье прослеживается критическая рефлексия сериальной музыки, охватившая в 1950‒1960-е годы широкий общественный круг. Автор рассматривает проблемы сериализма с трех ракурсов – философского, композиторского и структуралистского. Анализ работ Адорно, Ксенакиса, Булеза, Лигети, Кшенека, Руве, Леви-Стросса, Эко позволяет зафиксировать важные изменения, произошедшие в понимании многих основополагающих категорий музыкального мышления, обозначить различия сериального и структуралистского типов мышления, показать, что появление и развитие новых композиторских техник стимулировалось осмыслением проблем сериальной музыки самими ее авторами, находящимися в поисках новых композиционных решений.
Ключевые слова: авангард 1950‒1960-х годов, сериализм, критика сериализма, структурализм, «Старение новой музыки», Теодор В. Адорно, Пьер Булез, Дьёрдь Лигети, Эрнст Кшенек, Клод Леви-Стросс.
DOI: 10.25791/musicology.02.2019.490
Контактная информация: E-mail: okunevaeg@yandex.ru
Стр. 12-26. |