Блок Олег Аркадьевич
В статье раскрывается актуальность развития творческого воображения учащихся-музыкантов в классах инструменталистов учреждений дополнительного образования детей. Получает осмысление понятийный уровень исследуемого феномена. В аналитический спектр включаются труды: И.М. Сеченова, Н.А. Бернштейна, П.В. Симонова, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, Д.Н. Абрамяна, П.К. Анохина, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, П.И. Зинченко, А.Л. Гройсмана, Г.Г. Нейгауза, В.И. Петрушина, Е.С. Рапацевича, О.А. Блока и др. Формируются следующие положения:
– воображение представляет собой логико-смысловую и эмоционально-чувственную субстанцию, «освещающую» проекцию исполнительского будущего, ход и результат действий-движений инструменталистов в контексте музыкального творчества;
– воображение активизирует имеющиеся знания, опыт, творческий потенциал в целом начинающих исполнителей;
– воображение – это своеобразное передаточное звено между настоящим и будущим, незнанием и знанием, чувственной пустотой и эмоциональным откровением, непониманием музыкального содержания и сопереживанием, отзывчивостью ребенка в классе инструменталистов. Структурируются аспекты проявления воображения в русле музыкально-творческой деятельности детей-инструменталистов. Акцент делается на поиск идеи сочинения, определение замысла воплощения художественного образа, выявление выразительных возможностей, слухо-двигательный контроль, тактильно-моторные представления, постепенное формирование собственного стиля исполнения. Обращается внимание на то, что вокализация инструментальной музыки для учащихся может служить большим подспорьем, тренингом для последующих действий-движений на инструменте. При этом происходит «забегание вперед», которое позволяет вне инструмента проследить движение голосов, обратить внимание на штриховую подачу, лучше услышать опорные звуки, в полной мере ощутить фразировочное дыхание и т.п. Подчеркивается, что перспективу дальнейших исследований по избранной проблематике может составлять целостное изучение процессов технического и художественно-творческого развития учащихся-инструменталистов на базе сознания и бессознательного.
Ключевые слова: музыкальное творчество, воображение, дети, учащиеся, инструменталисты, класс, развитие, исполнительские действия-движения.
DOI: 10.25791/musicology.9.2021.1212
Стр. 29-34. |