Девуцкий Владислав Эдуардович
На примере двух выдающихся произведений – увертюры-фантазии П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта» и Восьмой симфонии Густава Малера – обнажены ключевые проблемы программного симфонизма, их многомерность, спорность и многозначность. Вскрывается как сугубо программный, так и условно программный аспекты анализа увертюры Чайковского, причем, во втором случае вскрыта такая семантическая система средств музыкальной выразительности, которая сближает это сочинение с первой частью Шестой симфонии композитора, ставящая восприятие симфонической фабулы в типичный для композитора ряд романтических замыслов. Показано, что, несмотря на теснейший контакт музыки со словом, цельная концепция Восьмой симфонии Малера, выводящая ее на уровень Вселенской мистерии, более ста лет остается неразгаданной музыковедами, исполнителями и слушателями. Глубинный семантический анализ, прежде всего, музыкального решения подводит к мысли, что две части симфонии, казалось бы, не связанные никакими узами, становятся двумя актами мистерийного действа, рисующего вхождение новопреставленной части человечества в Эдем. Таким образом, линия посмертного упокоения Фауста и Маргариты, лишь пунктиром намеченная Гёте, обретает в трактовке Малера такую же художественную и этическую высоту, как выстраданная временем и трагическими событиями встреча на пороге Рая Данте и Беатриче.
Ключевые слова: программная музыка, музыкальная семантика, Восьмая симфония Малера, «Ромео и Джульетта» Чайковского.
DOI: 10.25791/musicology.1.2021.1169
Стр. 08-24. |