Стогний Ирина Самойловна
В статье, посвященной концепту двоемирия, автор отходит от привычного толкования этого понятия, связанного с конфликтом романтического идеала и действительности, вводя его в более широкий смысловой контекст. Будучи универсальным, данный концепт в каждую эпоху получал свои формы воплощения. В музыке ХХ в. одной из форм двоемирия стал диалог стилей – эпохальных и авторских. В статье анализируются «диалоги с Бахом» П. Чайковского, Э. Денисова, В. Рябова. Динамика диалогов меняется: Чайковский применил цитату из фуги Баха, Денисов создал «комментирующий» текст к баховской Партите, Рябов написал постлюдии к шести прелюдиям и фугам из ХТК, назвав свой цикл «Эскизы храма в параллельном мире». Погружение в мир Баха дало возможность каждому композитору найти в этом «общении» импульсы к творческому поиску и по-новому осознать себя. Изучение концепта двоемирия расширяет наши представления о стилевых диалогах, столь важных в современном искусстве.
Ключевые слова: концепт, двоемирие, смысл, трактовка, цитата, диалог, барокко, романтизм, Бах, Чайковский, Рябов.
Контактная информация: E-mail: istogniy@mail.ru
Стр. 32-41. |