Милованова Анастасия Николаевна
Статья посвящена некоторым аспектам развития романтической миниатюры в XX в., а именно: претворению черт этого жанра в циклах литовского композитора Стасиса Вайнюнаса. Его творчество мало изучено российскими исследователями. Между тем своим современным звучанием, развитием традиций романтизма, обращением к национальному фольклору, находками в области музыкального формообразования и фортепианной фактуры оно представляет большой интерес как для музыковедов, так и для исполнителей. В статье рассматриваются соединение традиционных и новаторских черт в пьесах Вайнюнаса, особенности его фортепианной фактуры, мелодики и гармонического языка, вопросы целостности циклов, а также применение композитором принципов, взятых из народной музыки. Сделан вывод о родстве ряда компонентов архаических литовских фольклорных напевов (характерная фактура, ритм, полифонические приемы, структура вертикали), использованных Вайнюнасом, и музыкальной стилистики середины XX века (опора на диссонантные созвучия, многослойность, полипластовость фактуры, неординарное сочетание диатоники и хроматики), что придает жанру романтической миниатюры новые черты.
Ключевые слова: литовская музыка, Стасис Вайнюнас, литовская песня, сутартинес, фортепианная миниатюра, циклы миниатюр, «Маленькая сюита насекомых», «Родные нивы»
Контактная информация: E-mail: classmusik@yandex.ru
Стр. 12-20. |