А.В. Новоселова
В статье приводится самобытная древнекитайская классификация музыкальных инструментов ба инь, в основе которой лежит распределение китайского музыкального инструментария в соответствии с восемью природными материалами, из которых изготовлена резонирующая часть того или иного инструмента; в контексте философии, эстетики и музыкальной культуры кратко рассматривается каждая из восьми категорий (металл, камень, шелк, бамбук, тыква, земля, кожа, дерево) и некоторые представляющие ее инструменты. Классификация ба инь не ограничивается распределением инструментов по родам, но является системой, на которой базируется традиционное представление о сочетании звуков инструментов разных родов. Так для периода, соответствующего первой письменной фиксации ба инь, эпохи Чжоу, первостепенным в сфере гунтин иньюэ, музыки дворца, было сочетание представителей рода металла и рода камня — бронзовых колоколов чжун и литофонов цин. Несмотря на то, что большинство инструментов ба инь ныне вышли из музыкальной практики, есть среди них и те, что живут в китайской музыкальной культуре до сих пор, неся в своем звуке дух великой музыки древности.
Ключевые слова: ба инь, гунтин иньюэ, я юэ, гуцинь, китайская музыка, китайская музыкальная культура.
Контактная информация: E-mail: anastanova@gmail.com
Стр. 42-48. |