Д.А. Нагина
Статья посвящена развитию музыкально-теоретических представлений о термине и жанре концертной арии – малоизвестном и почти неизученном явлении музыкальной культуры XVIII – начала XIX века. Исследуя эпистолярные, музыкально-критические, справочные и исследовательские источники с XVIII века до нашего времени, автор выделяет в истории этих представлений три этапа. Первый этап, современный активной фазе существования жанра (XVIII – первая треть XIX веков), характеризуется отсутствием литературных сведений о концертных ариях и отождествлением их на практике с ариями оперными. Второй этап (середина 1830-х годов – конец XIX века) отмечен включением термина «концертная ария» с краткими определениями в музыкальные словари (Г. Шиллинг, Г. Риман, А. фон Доммер, Г. Мендель и др.). Третий этап (XX – начало XXI века) связан с появлением анализов концертных арий В. А. Моцарта, И. К. Баха, Л. ван Бетховена (Г. Аберт, К. Высоцки, Л. Кириллина, Ш. Кунце, П. Луцкер, Р. Маундер, И. Сусидко, А. Эйнштейн), а также с первыми попытками научного осмысления жанра (Р. Гербер, Ш. Кунце, И. Фухс, А. Эйнштейн). Наметив ряд важнейших проблем в теории жанра концертной арии, таких, как его истоки, специфические музыкальные особенности, жанровые разновидности, музыкальная наука последних ста лет положила начало его изучению.
Ключевые слова: концертная ария, ария, музыка XVIII века, Моцарт, Бетховен, Иоганн Кристиан Бах.
Контактная информация: E-mail: dana.nagina@mail.ru
Стр. 03-10. |