Батагова Т.Э.
Статья посвящена проблеме воплощения поэзии Коста Левановича Хетагурова (1859–1906) в музыке осетинских и инонациональных
композиторов. Раскрывается специфика художественной рецепции поэзии и образа Коста Хетагурова в операх, балетах, симфонической
и вокально-хоровой музыке композиторов Осетии. Критериями композиторского осмысления литературного наследия и облика К. Хетагурова в 1920–1930-е годы оказывались этические, социальные аспекты творчества. Взгляд на поэта как на «народного защитника»,
«певца земли родной» освещается сквозь призму особенностей претворения поэтического слова в произведениях 1920–1940-х годов.
Отмечается стилистическое родство вокальных и хоровых опусов Т. Кокойти, Е. Колесникова, Б. Галаева, А. Кокойти, А. Аликова, А. Тотиева, З. Гаглоева с образцами народно-песенного творчества. В 1950–1970-е годы хетагуровский миф зиждется на двух мифологемах:
поэта-борца, поэта-героя, поэта-революционера и романтического скитальца, бесприютного, отверженного поэта-одиночки. В композиторской рецепции линия героического осмысления образа поэта воплощена в опере «Коста» Х. Плиева, в кантатно-ораториальных опусах Д. Хаханова, А. Ачеева, Т.С. Хосроева, Г. Гуржибекова, лирико-романтическая линия – в симфонических произведениях Л. Кулиева,
Н. Карницкой, А. Кокойти, в хоровых сочинениях Б. Снеткова, З. Хабаловой. В композиторской рецепции в последней трети XX – начале
XXI веков, в частности в произведениях И. Габараева, Л.Кануковой, Л. Ефимцовой, Ж. Плиевой, Т.Т. Хосроева и других авторов, на первый план выходит восприятие поэтического творчества К. Хетагурова как лирико-психологического, трагико-романтического, историкомифологического.
Ключевые слова: Коста Хетагуров, осетинские композиторы, поэзия и музыка, осетинская академическая музыка, музыкальный театр Осетии, осетинская симфония, вокальная музыка осетинских композиторов.
Стр. 24-33. |