|
реклама |
|
|
|
|
|
|
Музыковедение Аннотация к статье << Назад
Рождение образа коня и музыкально-культурные комплексы мифа: Затекст. Символика. Семантика. Пространство. Время. (на примере шапсугской песни лечения оспы шъорэкI орэд «Бэджанэр сэкубэ…» (Баджана гривастый…)) |
Гучева Анджела Вячеславовна
Институт гуманитарных исследований – филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр «Кабардино-Балкарский научный центр Российской академии наук»», Нальчик
В статье рассматривается музыка озвучивавшая миф как специфический способ видения мира, при помощи которого люди осознают себя и окружающий мир, используя особую систему языковых средств. Приводятся доказательства того, что архаичная музыкальная картина мира выражает систему знаний и пониманий о мире, природе и человеке.
На примере шапсугской песни лечения оспы «Бэджанэр сэкубэ…» (Баджана гривастый) рассматривается проблема присутствия образа могучего коня владыки оспы – Баджана, который предстает в музыкальной картине мира как символ сил Природы и мира божеств мифа.
Как показало данное исследование, архаичный текст песни отличается целостностью и считается интерполяцией наиболее ранних пластов традиции, посвященных изложению мифологических сведений различного рода: оригинальной мелодики иллюстрирующей различные ритмоинтонационные лексемы, а своеобразный поэтический текст содержит множество «систем-соединений», затрагивающих такие лексемы, как «Земное» – «Божественное», «Конь» – «Растительная символика», «Конь» – «Стихия», «Пространство» – «Время», «Небо» – «Земля» и т.д.
Рассмотрен содержательный аспект исполнения песни-заговора во время ритуала лечения больного оспой чапш, нами также обнаружены общие мотивы и сюжеты, которые могут трактоваться по-разному исходя из контекста. Сложности интерпретации этих противоречивых версий обусловлены отсутствием единства мнений специалистов, а в ряде случаев отсутствием в их работах принципов семантической и символической номинации основных понятий мифа и их семантических мотивировок. В свою очередь, мы выделили несколько ипостасей песни-заговора, которые стимулировали конституирование музыкальной картины мира: а) песня – познание мира и природы; б) песня – жизнь; в) песня – сакральная смерть; г) песня – физическая смерть; д) песня – промежуточное состояние ожидания; е) песня – способ ухода в сакральное; ж) песня – восхваление могущества божеств; з) песня – величание оспы и др.
Песни-заговоры лечения оспы необъятный мир, полный тайн и загадок. Каждый образец данного жанра открывает новые грани в музыкальном и поэтическом текстах песни. Конечно же, есть и свои открытия, которые являют собой попытку взглянуть на музыкальный и поэтический тексты песни с новых позиций – с точки зрения музыкальной семиотики, как одного из актуальных направлений современной этномузыкологии.
Ключевые слова: черкесы, адыги, песня-заговор оспы, Баджана, Зиусхан, «системы-соединения».
DOI: 10.25791/musicology.9.2022.1272
Стр. 13-26. |
|
|
|
Последние новости:
Выставки по автоматизации и электронике «ПТА-Урал 2018» и «Электроника-Урал 2018» состоятся в Екатеринбурге Открыта электронная регистрация на выставку Дефектоскопия / NDT St. Petersburg Открыта регистрация на 9-ю Международную научно-практическую конференцию «Строительство и ремонт скважин — 2018» ExpoElectronica и ElectronTechExpo 2018: рост площади экспозиции на 19% и новые формы контент-программы Тематика и состав экспозиции РЭП на выставке "ChipEXPO - 2018" |