|
реклама |
|
|
|
|
|
|
Музыковедение Аннотация к статье << Назад
Полина Виардо читает Шуберта |
Наумов Александр Владимирович
В обширном перечне творческого наследия Полины Виардо важное место занимают сборники сочинений разных авторов, составлявшиеся ею с 1860 года преимущественно в целях применения в учебном процессе. Подобного рода издания встраиваются в давнюю традицию французской вокальной культуры (труды Ж.-А. Берара, Ж.-Л. Дюпре etc.), что могло бы стать объектом особого изучения. Отмечены они и признаками, характерными для эпохи и личности составительницы, выступившей, что очень важно, в активной роли редактора нотных текстов. Антология 50 Melodies de Schubert, выпущенная в 1873 году, близка по принципу внутренней организации и подачи материала к изданиям авторов, упомянутых выше, однако не замыкается в рамках инструктивно-методических задач. Рассмотрение состава сборника и редакторских пометок, сделанных П. Виардо, даёт возможность уточнить, какие песни Шуберта составляли часть собственного репертуара певицы, а какие лишь проходились в классе с ученицами. Опираясь на те же данные, можно наметить генеральные принципы интерпретации камерной вокальной литературы в конце XIX века, их соответствия и несоответствия современной практике. Среди традиционных вопросов, встающих перед исполнителями и исследователями теории исполнительства, — представление романсов и песен на языке оригинала или в переводе, допустимая мера театрализации концертного жанра, темпы и rubato, качества кантилены, тембра и пр. Работу Полины Виардо, ставшую библиографическим раритетом, следует рассматривать в качестве одного из аргументов (или контраргументов) к тому, что можно определить как «дискуссию о шубертовском аутентизме»: аудиозаписи и отдельные высказывания певцов демонстрируют различные подходы к трактовке как нотного текста, так и образного содержания многих произведений. Позиции исторически изменчивы, на них воздействуют многие художественные факторы. Шубертовский сборник Виардо может служить примером того, как под воздействием конкретного творческого опыта артиста и педагога осуществляется подход к опусам, имеющим статус классических шедевров.
Ключевые слова: Полина Виардо, Шуберт, 50 Melodies de Schubert, французская вокальная школа, вокальное исполнительство.
DOI: 10.25791/musicology.4.2022.1243
Стр. 03-08. |
|
|
|
Последние новости:
Выставки по автоматизации и электронике «ПТА-Урал 2018» и «Электроника-Урал 2018» состоятся в Екатеринбурге Открыта электронная регистрация на выставку Дефектоскопия / NDT St. Petersburg Открыта регистрация на 9-ю Международную научно-практическую конференцию «Строительство и ремонт скважин — 2018» ExpoElectronica и ElectronTechExpo 2018: рост площади экспозиции на 19% и новые формы контент-программы Тематика и состав экспозиции РЭП на выставке "ChipEXPO - 2018" |