|
реклама |
|
|
|
|
|
|
Музыковедение Аннотация к статье << Назад
Звездное небо и моральный закон: художественные коды кантовского концепта в музыке В.А. Беляева |
Самбриш Елена Юрьевна
В статье исследовано проявление концептуализма в современной музыке. Концепт трактуется как художественно-смысловой код произведения, имеющий культурно-философскую проекцию. Он представляется не жесткой схемой, а гибкой моделью или мифологемой, допускающей многоплановую трактовку. В качестве подобного концепта трактуются космогонические идеи, насчитывающие в музыке длительную историю. В данном случае они выражены идеей И. Канта о взаимосвязи космоса и человека, устанавливающей равенство моральных законов и законов вселенной. Реализация этой идеи рассмотрена на примере трех инструментальных сочинений 2012–2019 гг. современного композитора Республики Молдова Владимира Беляева. В одном из них в заглавии автор цитирует И. Канта – «…Und der Schternenhimmel über uns…» («…И звездное небо над нами...») для симфонического оркестра. Два других произведения воплощают данную мысль завуалированно: «Passion-XXI» для симфонического оркестра и органа и «Concert pentru un compozitor» («Концерт для композитора») для ансамбля инструментов. В результате образуются разные художественные решения: первое произведение олицетворяет собой гимн вселенной и человеку, во втором идея гармонии между человеком и космосом воспринимается трудно достижимой, но страстно желаемой, в третьем она показана в хрупком равновесии. «Passion-XXI» синтезирует множество идей, воплощая концепт двоемирия, концепт пути. Он наполнен сложной семантикой, содержит цитаты И.С. Баха, музыкально-риторические фигуры, символ креста, лейтмотив SOS. Жанровый гибрид соединяет черты симфонии, концерта, пассиона. «Концерт для композитора» – камерный концерт – преломляет концепт единства макро- и микромиров. Уникально воссоздание фигуры композитора в трех ипостасях: как автора биографического, автора-творца и автора художественного. «…И звездное небо над нами…» – симфоническая поэма, подводящая итог философским исканиям. Хотя по многим критериям данные произведения различны, они образуют своеобразный макроцикл, объединенный общей идеей, поскольку преломляют единый художественно-поэтический код о неразрывной связи человека и космоса.
Ключевые слова: концептуализм в музыке, художественный код, концепт, философские идеи И. Канта, творчество В. Беляева, пассион, концерт.
DOI: 10.25791/musicology.3.2022.1241
Стр. 30-37. |
|
|
|
Последние новости:
Выставки по автоматизации и электронике «ПТА-Урал 2018» и «Электроника-Урал 2018» состоятся в Екатеринбурге Открыта электронная регистрация на выставку Дефектоскопия / NDT St. Petersburg Открыта регистрация на 9-ю Международную научно-практическую конференцию «Строительство и ремонт скважин — 2018» ExpoElectronica и ElectronTechExpo 2018: рост площади экспозиции на 19% и новые формы контент-программы Тематика и состав экспозиции РЭП на выставке "ChipEXPO - 2018" |