Сергеева Татьяна Сергеевна
Актуальность исследования и научная новизна заключается в том, что в научный обиход российского музыкознания вводится трактат выдающегося средневекового андалусского ученого-энциклопедиста, врача, музыканта и поэта Ибн Баджи Рисāла фū-л-алхан («Послание о мелодиях»), уникальный источник по музыке средневековой Андалусии, долгое время считавшийся утерянным. Этот трактат рассматривается в контексте философского наследия Баджи, краеугольным камнем которого является учение о душе. Гипотеза исследования состоит в обосновании цельности и оригинальности воззрений андалусского философа, несмотря на то, что большая часть его работ представляет собой комментарии к произведениям Аристотеля, ал-Фараби, ал-Кинди. Автор приходит к выводу, что Баджа в «Послании о мелодиях», посвящённом арабской лютне (ал-уду), способам игры на ней, символике её струн, лечебному влиянию звучания струн на человека и др., развивает идеи неоплатонизма об Универсальной гармонии (в частности, символическую концепцию арабского ученого ал-Кинди). Однако, оставаясь верным философской антропологии, Баджа наделяет музыку функцией посредника, помогающего душе в поисках ее совершенства (об этом свидетельствует и введение категории таб, выражающей концепцию психотерапевтического воздействия музыки на человеческую душу, и определение качеств правильного исполнения музыки, включая способы игры на ал-уде, и правила слушания).
Ключевые слова: философия музыки, арабоязычный перипатетизм, Ибн Баджа, «Послание о мелодиях», андалусская музыкальная классика, музыкотерапия.
DOI: 10.25791/musicology.1.2022.1231
Стр. 32-38. |