Шмакова Ольга Владимировна
Актуальность и научная новизна исследования состоит в том, что в нем рассматриваются симфонические циклы отечественных композиторов 1920-х годов сквозь призму концепций финала. Поскольку данное десятилетие оказалось переломным в истории России, в содержании симфоний отразились сложные, порой противоречивые мировоззренческие установки. Гипотеза состоит в том, что в финальной части акцентируется генеральная художественная идея цикла, которая разворачивается от части к части, завершаясь кульминацией. В итоге «идея гармонии Человека и Мира», «идея дисгармонии Человека и Мира», «идея гармонии Мира» и сложные варианты их взаимодействия определяют концепцию цикла. Предметом становится симфонический финал, его смысловая доминанта – Радость, Трагедия, Вечность. Объектом в статье являются симфонические циклы Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, созданные в 1920-е годы. В их произведениях, знаковых для данного времени, возникает множество граней отношений Человека и Мира, и при этом сохраняется музыкально-философский статус жанра симфонии. В западноевропейской же культуре симфония почти «исключается» из практики композиторов французской «шестерки», нововенцев и других художественных направлений. Цель исследования – рассмотрение проблемы финала, выполняющего концептообразующую роль в цикле. Важным представляется выявить пути развития симфонии в творчестве отечественных композиторов в ракурсе взаимодействия инварианта и новых установок в искусстве, в том числе авангардных. При этом, в изучаемых симфонических циклах наблюдается различие подходов к структуре, музыкальному языку, драматургии, в итоге – к концептуальному решению финала, завершающего весь цикл.
Ключевые слова: симфонический цикл, симфонический финал, концепция Радости, концепция Трагедии, концепция Вечности, Н. Мясковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович.
DOI: 10.25791/musicology.2.2021.1173
Стр. 03-09. |