EN | RU    
Издательство научно-технической литературы
Поиск по сайту:

На главную»

Контакты»

Журналы»

Новости»

Оформление статей»

Реклама в журналах»

Обратная связь»

Книги»

О фирме»



 реклама



Музыковедение

Аннотация к статье
<< Назад
Концептообразующая роль финалов в симфонических циклах отечественных композиторов 1920-х годов
Шмакова Ольга Владимировна

Актуальность и научная новизна исследования состоит в том, что в нем рассматриваются симфонические циклы отечественных композиторов 1920-х годов сквозь призму концепций финала. Поскольку данное десятилетие оказалось переломным в истории России, в содержании симфоний отразились сложные, порой противоречивые мировоззренческие установки. Гипотеза состоит в том, что в финальной части акцентируется генеральная художественная идея цикла, которая разворачивается от части к части, завершаясь кульминацией. В итоге «идея гармонии Человека и Мира», «идея дисгармонии Человека и Мира», «идея гармонии Мира» и сложные варианты их взаимодействия определяют концепцию цикла. Предметом становится симфонический финал, его смысловая доминанта – Радость, Трагедия, Вечность. Объектом в статье являются симфонические циклы Н. Мясковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, созданные в 1920-е годы. В их произведениях, знаковых для данного времени, возникает множество граней отношений Человека и Мира, и при этом сохраняется музыкально-философский статус жанра симфонии. В западноевропейской же культуре симфония почти «исключается» из практики композиторов французской «шестерки», нововенцев и других художественных направлений. Цель исследования – рассмотрение проблемы финала, выполняющего концептообразующую роль в цикле. Важным представляется выявить пути развития симфонии в творчестве отечественных композиторов в ракурсе взаимодействия инварианта и новых установок в искусстве, в том числе авангардных. При этом, в изучаемых симфонических циклах наблюдается различие подходов к структуре, музыкальному языку, драматургии, в итоге – к концептуальному решению финала, завершающего весь цикл.
Ключевые слова: симфонический цикл, симфонический финал, концепция Радости, концепция Трагедии, концепция Вечности, Н. Мясковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович.


DOI: 10.25791/musicology.2.2021.1173

Стр. 03-09.

 разделы

«О журнале

«Архив журнала

«Тематическая направленность журнала

«Правила оформления статей

«Этапы рассмотрения и публикации статей

«Правила рецензирования статей

«Редакционная и профессиональная этика

«Обнаружение плагиата

«Редакция и редакционная коллегия

«Новости журнала


 журналы
...................................
Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика
...................................
Приборостроение и средства автоматизации. Энциклопедический справочник
...................................
Промышленные АСУ и контроллеры
...................................
Экологические системы и приборы
...................................
Авиакосмическое приборостроение
...................................
Инженерная физика
...................................
История науки и техники
...................................
Музыка и время
...................................
Нотный альбом
...................................
Музыковедение
...................................
Всеобщая история
...................................
Справочник инженера
...................................
Прикладная физика и математика
...................................
Известия академии инженерных наук им. А.М. Прохорова
...................................

Последние новости:

Выставки по автоматизации и электронике «ПТА-Урал 2018» и «Электроника-Урал 2018» состоятся в Екатеринбурге

Открыта электронная регистрация на выставку Дефектоскопия / NDT St. Petersburg

Открыта регистрация на 9-ю Международную научно-практическую конференцию «Строительство и ремонт скважин — 2018»

ExpoElectronica и ElectronTechExpo 2018: рост площади экспозиции на 19% и новые формы контент-программы

Тематика и состав экспозиции РЭП на выставке "ChipEXPO - 2018"

   Rambler's Top100 Rambler's Top100         


    Система управления разработана в: ananskikh.ru
© Издательство "НАУЧТЕХЛИТИЗДАТ", 2005-2025