EN | RU    
Издательство научно-технической литературы
Поиск по сайту:

На главную»

Контакты»

Журналы»

Новости»

Оформление статей»

Реклама в журналах»

Обратная связь»

Книги»

О фирме»



 реклама



Музыковедение

Аннотация к статье
<< Назад
Сказка в поздних операх Н.А. Римского-Корсакова (об особенностях трактовки жанра)
Жоссан Наталья Юрьевна

В центре внимания статьи – особенности претворения жанра сказки в операх Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», изучаемые в двух аспектах: с точки зрения интерпретации жанра сказки и в ракурсе функционирования «жанров внутри жанра». Парадигма взаимоотношений фольклорного и авторского в пушкинских операх Н.А. Римского-Корсакова образует трёхуровневую структуру, где первый уровень составляет интерпретация фольклорного жанра сказки поэтом, второй – трактовка литературного первоисточника либреттистом, третий – композитором. Выявляются жанровая основа и жанровые модификации в музыкальном языке оперы. В качестве важнейших драматургических факторов выделяются приёмы дискредитации нефольклорного жанра фольклорным и несоответствия фольклорно-жанрового прообраза ситуативному моменту. Отмечается, что в опере «Сказка о царе Салтане» благодаря этим приёмам акцентируется и выводится на поверхность иронический подтекст сказки Пушкина, а в «Золотом петушке» они становятся средством достижения эффекта гротеска и пародирования. Резюмируется, что в «Сказке о царе Салтане» композитор и либреттист остаются в границах исходного фольклорного жанра – волшебной сказки, усиливая при этом комическое начало, в «Золотом петушке» – выходят за его рамки, усложняя литературный первоисточник. Полижанровость структуры последней оперы Римского-Корсакова формируется сочетанием признаков балаганного представления («небылица в лицах»), символистского театра, морализующей сказки.
Ключевые слова: Н.А. Римский-Корсаков, В.И. Бельский, А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», опера, либретто, сказка, сюжет, фольклорный жанр, жанровый синтез, жанровое сопоставление, жанровая трансформация.


DOI: 10.25791/musicology.12.2020.1162

Стр. 03-11.

 разделы

«О журнале

«Архив журнала

«Тематическая направленность журнала

«Правила оформления статей

«Этапы рассмотрения и публикации статей

«Правила рецензирования статей

«Редакционная и профессиональная этика

«Обнаружение плагиата

«Редакция и редакционная коллегия

«Новости журнала


 журналы
...................................
Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика
...................................
Приборостроение и средства автоматизации. Энциклопедический справочник
...................................
Промышленные АСУ и контроллеры
...................................
Экологические системы и приборы
...................................
Авиакосмическое приборостроение
...................................
Инженерная физика
...................................
История науки и техники
...................................
Музыка и время
...................................
Нотный альбом
...................................
Музыковедение
...................................
Всеобщая история
...................................
Справочник инженера
...................................
Прикладная физика и математика
...................................
Известия академии инженерных наук им. А.М. Прохорова
...................................

Последние новости:

Выставки по автоматизации и электронике «ПТА-Урал 2018» и «Электроника-Урал 2018» состоятся в Екатеринбурге

Открыта электронная регистрация на выставку Дефектоскопия / NDT St. Petersburg

Открыта регистрация на 9-ю Международную научно-практическую конференцию «Строительство и ремонт скважин — 2018»

ExpoElectronica и ElectronTechExpo 2018: рост площади экспозиции на 19% и новые формы контент-программы

Тематика и состав экспозиции РЭП на выставке "ChipEXPO - 2018"

   Rambler's Top100 Rambler's Top100         


    Система управления разработана в: ananskikh.ru
© Издательство "НАУЧТЕХЛИТИЗДАТ", 2005-2024