|
реклама |
|
|
|
|
|
|
Музыковедение Аннотация к статье << Назад
Вторая фаза сериализма: в поисках степеней свободы (о статье К. Штокхаузена «…как течет время…») |
Окунева Екатерина Гурьевна
Сериализм 1950-х годов условно подразделялся на две фазы. Ранняя – пуантилистическая (до 1952 года) – характеризовалась концентрацией внимания на отдельных, изолированных звуках, автоматичностью композиционного процесса, непрерывным обновлением, которое оборачивалось нивелированием контрастов и, как следствие, статическим эффектом. Во второй – статистической – фазе серийный принцип распространялся на более глобальные категории, упорядочивая отношения звуковых групп и оставляя свободными от серийного контроля отдельные тоны. Переход к этой фазе был манифестирован в статье Штокхаузена «…как течет время…» (1956), где композитор сформулировал новую морфологию музыкального времени. В настоящей статье раскрываются основные теоретические положения данной работы, ее терминология, прослеживаются предложенные Штокхаузеном способы модификации сериальной системы, экстраполируемой, в конце концов, на степени исполнительской свободы, акцентируются взаимоотношения рационального и интуитивного в композиционном процессе. Делаются выводы об изменении концепции сериализма, который из сугубо технического средства преобразуется в образ мышления.
Ключевые слова: музыка ХХ века, Карлхайнц Штокхаузен, сериализм, пуантилистическая музыка, групповая композиция, пропорции, фундаментальная фаза, фазовый спектр.
DOI: 10.25791/musicology.06.2020.1131
Стр. 17-29. |
|
|
|
Последние новости:
Выставки по автоматизации и электронике «ПТА-Урал 2018» и «Электроника-Урал 2018» состоятся в Екатеринбурге Открыта электронная регистрация на выставку Дефектоскопия / NDT St. Petersburg Открыта регистрация на 9-ю Международную научно-практическую конференцию «Строительство и ремонт скважин — 2018» ExpoElectronica и ElectronTechExpo 2018: рост площади экспозиции на 19% и новые формы контент-программы Тематика и состав экспозиции РЭП на выставке "ChipEXPO - 2018" |