Окунева Екатерина Гурьевна
Сериализм – важнейший феномен, обусловивший переворот в музыкальном сознании середины ХХ века. В этот период теоретические размышления композиторов были неотделимы от их художественной практики. На основе теоретических работ и музыкальных сочинений Булеза, Штокхаузена, Кшенека, Гуйвартса, Адорно, Ноно и др. в статье выстроена эстетическая концепция сериализма, которая способствовала изменению музыкальной картины мира. Среди ключевых принципов сериализма автор выделяет: девальвацию антропоцентризма, отказ от автономного произведения искусства, материальное мышление, эстетику tabula rasa, установку на эксперимент, новый взгляд на творческий процесс, онтологическую программность, антисубъективизм, научно-ориентированный взгляд на мир, теоретизацию композиторской практики.
Для музыки второй половины ХХ века концепция сериализма приобрела эпохальное значение. Сериальное мышление оказало существенное влияние на дальнейшие поиски композиторов в области музыкального языка.
Ключевые слова: музыка ХХ века, сериализм, девальвация антропоцентризма, антисубъективность, материальное мышление, эксперимент, эстетика tabula rasa.
DOI: 10.25791/musicology.11.2018.247
Контактная информация: E-mail: okunevaeg@yandex.ru
Стр. 18-28. |