Гучева Анджела Вячеславовна, Хоконов Мурат Анатольевич, Жаппуева Лейла Хаждаутовна, Мидова Мадина Каральбиевна
Статья посвящена основным концептам специального обряда «Псыхэгъэ» (Плач над водой), связанного с поисками души утонувшего. Он является наиболее типичным и репрезентативным для черкесской (адыгской) традиции. Главную и связующую функцию в нем выполняет старинный музыкальный инструмент – камыль1. Музыкальный инструмент наделен сакральной силой, имеющей божественное происхождение, и сближает человеческого первопредка с божествами. В обряде выделена триада: «субъект» (инструментальный наигрыш) – «реципиент» (покровитель, божество) – «объект» (человек, с которым произошел несчастный случай). Взаимодействие всех указанных компонентов обусловливает структуру обряда, как своеобразную систему, где выделяются три уровня: А (камыляпша, исполняющий ритуальный наигрыш-обращение), В (покровитель обряда – богиня вод Псыхо-Гуаша + бог души Псатха), С (человек, из-за которого обращаются к покровительнице).
Ритуальный наигрыш «Псыхэгъэ» имеет ряд архаических особенностей, соотнесенных с композиционной структурой и манерой исполнения, которая основана на подвижных интонационных стереотипах с опорой на сакральную и образную монопрограммность.
Ключевые слова: «Псыхэгъэ», божество, хтонические и космогонические божетсва, Псыхо-Гуаша, Псатха, обряд поиска души утонувшего, «Плач над водой», камыль, инструментальный наигрыш.
Контактная информация: E-mail: anggucheva@mail.ru, E-mail: mhokonov@gmail.com, E-mail: lilazh@mail.ru, E-mail: lilazh@mail.ru
Стр. 31-40. |