А.Ю. Великовский
Настоящая статья посвящена феномену, который обнаруживается в немецкой музыкальной теории и практике середины XVIII века и заключается во взаимодействии и сочетании эстетически разнополярных явлений — контрапунктической учености и новомодной галантности. Используя словосочетания «галантные фуги», «галантные имитации», «галантный контрапункт» и т.д., авторы немецких трактатов (Вальтер, Маттезон, Марпург и др., в особенности, Кванц) подчеркивают, что и полифония (ассоциируемая у современников с музыкой прошлого) может услаждать слух, будучи в определенных случаях нежной, приятной и естественной. Один из «королей» галантного стиля Г. Ф. Телеман в цикле «Мелодичных канонов» смело соединяет строгую полифоническую форму с разнообразными элементами galanterie. Подобное сочетание присутствует и в музыке И. С. Баха, особенно в его позднем творчестве («Гольдберг-вариации», «Канонические вариации», «Музыкальное приношение» и др.), показывающем, что композитор действовал вполне в русле тенденций своего времени.
Ключевые слова: немецкая музыка, галантность, галантный стиль, galanterie, ученость, полифония, контрапункт, И. С. Бах, Г. Ф. Телеман, И. Маттезон, И. И. Кванц, «Канонические вариации», «Гольдберг-вариации».
Контактная информация: E-mail: velalex@hotmail.com
Стр. 46-54. |